КУРСЫ
ВАЛЮТ
24.06.18 - EU 75.90 / EU 75.90
ТЕЛЕФОН
для связи
+7 495 765 1330

Новости

Почему крупные туроператоры в России закрываются?

Почему крупные туроператоры в России закрываются?

В отношении топ-менеджмента «Ланты-тур», объявившей о приостановке своей деятельности, Следственный комитет завел уголовное дело по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Доследственная проверка показала, что «в результате неправомерных действий руководителей компании» пострадали более 3500 граждан. «Виновные понесут уголовную и иную предусмотренную законом ответственность за преступное нарушение прав граждан и хищение их денежных средств», – приводит «Интерфакс» слова представителя СК РФ Виталия Маркина. Пока государство готовится обрушить гром и молнии на провинившуюся турфирму, представители профессионального сообщества почему-то ее защищают. Из чувства солидарности? Не только: на месте «Ланты-тур» мог оказаться кто угодно. Конкретно этот крах выдается не потому, что разорился игрок федерального уровня (мы уже проходили через банкротство «Капитал-тура») – пожалуй, впервые подобное произошло с фирмой с действительно хорошей репутацией. То есть от банкротства в туриндустрии действительно не застрахован никто. Это не пустые слова: появление следующего – только вопрос времени.

Так устроен туристический рынок в России. Каждый год на нем появляются новые игроки. Для завоевания клиентов они вынуждены демпинговать, но хороших цен от отелей и авиакомпаний получить не могут – приходится держать низкие цены за счет собственной маржи, работая в ноль или вовсе уходя в минус. В итоге деньги у такого новичка кончаются, и он уходит с рынка. «Около 20% турагентств работают сезонно, – говорит вице-президент «Российского союза туриндустрии» Сергей Корнеев. – Появляются, прекращают свою деятельность, открываются заново. И никто этого не замечает: турфирмы выполняют все обязательства и просто уходят». Он называет этот процесс признаком нормально функционирующего рынка, но так ли это на самом деле? Фирмам-старожилам, чтобы не упустить клиента, также приходится держать цены на низком уровне, периодически закрывая кассовые разрывы за счет банковских кредитов. Такая работа «копейка в копейку» рано или поздно приводит к критическому моменту («Ланте» не удалось своевременно привлечь 30 млн руб. от «Мастер-банка»).

Но и «сезонные» турфирмы – только часть проблемы. В 2010 году поток туристов увеличился на 32%, отчитался Росстат. Уверенность, что бурный рост продолжится, заставила многие солидные фирмы-старожилы позитивно оценить спрос на новый сезон. Под свои ожидания они выкупили много мест в чартерах и отелях. И рост действительно случился: за 9 месяцев 2011 года из России выехало на 16% больше туристов, чем за аналогичный период 2010-го. Но прогнозы были еще благоприятнее, в итоге уже выкупленные места пришлось продавать за бесценок. Балансы, и без того сильно пострадавшие из-за кризиса, пришли в полную негодность. Что и выявилось в самый болезненный период – в межсезонье. «Ланта-тур» даже не первая: также в январе стало известно о возможном банкротстве CTS Travel, «Авроры Интур» и «Магазина хороших путевок». Но именно федеральным игрокам с большой розничной сетью в случае проблем трудно свернуть бизнес одномоментно.

Что делать туристу в такой ситуации? Все-таки застрять даже в Таиланде – не очень-то приятно. Рассказывает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:

«Для поездки в страну, не относящей к пляжному направлению, лучше бронировать самостоятельно. Не совсем понятно, что происходит на рынке туроператоров в целом – вероятно, это не последнее банкротство. Но если вы все-таки решили обратиться к туроператору, то вот несколько советов.

    Лучше действовать через вменяемого агента – человека, хорошо информированного о положении дел в отрасли, знающего турагентства и степень их надежности. Через агента имеет смысл выбирать небольшие компании, так как при крахе больших  страхового возмещения на всех не хватит.
    Не перечисляйте деньги туроператорам заранее. В нынешних условиях не стоит покупать тур на лето зимой. Если хотите организовать отдых заблаговременно, лучше бронировать самим. Экономия, действительно существующая на пляжных направлениях, сопряжена с неоправданными рисками.
    Если вы не смогли выехать при известии о грядущем банкротстве турфирмы, нужно идти сразу в страховую компанию [исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе надеется, что суммы в размере 100 млн рублей, на которую туроператор был застрахован в «Ингосстрахе», может хватить на всех пострадавших].
    Если вы уже купили тур и находитесь за пределами России, то придется расплачиваться самому и выезжать на родину. С помощью властей, без помощи властей – как повезет. На туроператора надеяться нельзя. Еще не было прецедентов, когда туроператор помогал туристам в такой ситуации.
    Если вас не заселяют или вы отсутствуете в списках гостей, бронируйте другой номер в этой гостинице, но не оплачивайте. Связывайтесь с авиакомпанией по поводу возвращения. Затем сразу обращайтесь в страховую компанию.
    В крупных туроператорах с возмещением ситуация проста: кто первый пришел, тому и повезло. Страховой суммы для всех выплат обычно не хватает. Не бывает, что считают общую сумму и делят поровну на всех.
    Страховая компания возмещает только фактические убытки – никакой моральной компенсации. Сохраняйте все чеки за дополнительный услуги, помимо тех, что предусматривались в договоре. За трансфер, за гостиницу. Лучше взять отказ в размещении от гостиницы или от туроператора принимающей стороны. По возвращении, имея весь набор документов, остается только надеяться.
    Если страховая компания не заплатила, подавайте в суд на туроператора. Но шансов возместить потери почти нет. В таких делах банкротство сопряжено с непогашенными кредитами. Поэтому если у туроператора и есть какие-то активы, то они вряд ли дойдут до обычного туриста. Исполнительный лист, который вы получите, можно будет поставить в рамочку.

Красиво турфирмы должны уходить так: прекращать продажи, как только становиться понятно, что не смогут никого повезти; кого отправили – вернуть; расплатиться с теми, кто не уехал. Для российского рынка туроператоров такое поведение нетипично. Если сектор хочет выжить, то должен понимать: бизнес строится на доверии. Туроператорам необходимо объединяться, формировать гарантийные фонды на выплаты, страховаться, фактически, следить друг за другом. Это необходимо, чтобы рынок жил и процесс отказа от услуг туроператоров шел медленнее. А так после банкротства «Ланты-тур» еще больше людей станет организовывать свой отдых самостоятельно».

По материалам Slon.ru

Возврат к списку

Новости

Авиакомпании

Авиакомпании с которыми работает Билет Бери
Яндекс.Метрика